Изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего воспитания и развития ребенка. Многие великие философы и педагоги высоко ценили значение рисования в воспитании детей. Крамер подчеркивает значение изобразительной деятельности для интеллектуального развития и формирования зрелой личности.
Детские рисунки
Диана Кислова Значение гуаши. Рисование — это большая и серьёзная работа для ребёнка. Даже каракули содержат для маленького художника вполне конкретную информацию и смысл. Рисунки строго отражают этапы развития зрительно-пространственно-двигательного опыта ребёнка, на который он опирается в процессе рисования.
Активное развитие мелкой моторики рук начинается в возрасте 1 года. От того, настолько хорошо ребенок научится работать руками, зависят другие навыки: например, способность устанавливать причинно-следственные связи, координировать движения тела со зрением и слухом, концентрация на занятии и даже развитие его речи. Сейчас малыши очень активны и любопытны, поэтому развитие навыка произойдет естественным образом.
Ребенок даже не пытается что-то сделать сам, просто отказывается от попыток что-либо изобразить. Это может быть связано с различными факторами. Например, с уже имеющимся опытом негативной оценки продуктов творчества. Иногда ничего по сути не значащая, как кажется взрослым, фраза воспринимается ребенком болезненно и приводит к отказу от этого вида деятельности. Причина отказа от изобразительной деятельности может быть связана и с имеющимся у ребенка опытом жесткого ограничения свободы в творчестве, когда взрослый слишком настойчиво вмешивается в процесс: или с дидактической целью «научить, как надо», или чтобы не испачкать одежду, мебель и пр. Одна моя коллега вспоминает, как тяжело вздыхала ее мама, видя в руках дочери краски и кисточки, что воспринималось девочкой как однозначно негативная оценка любого ее художественного замысла и его воплощения.